Как умирал ТУ-154

На днях заказчики получили последний ТУ-154. Всё, больше выпускать их не будут. Со дня первого полета этого самолета прошло 45 лет. За это время он пережил немало взлетов и падений

На днях заказчики получили последний ТУ-154. Всё, больше выпускать их не будут. Со дня первого полета этого самолета прошло 45 лет. За это время он пережил немало взлетов и падений.

Ильюшин против Туполева

Работа над ТУ-154 в СССР началась в 1963 году после решения Совета министров создать пассажирский лайнер нового поколения взамен морально устаревших ИЛ-18, ТУ-104 и АН-10. Среди ведущих конструкторских бюро был объявлен конкурс. «право первой ночи» досталось КБ имени Туполева.

– Ильюшинцы (КБ имени С.В. Ильюшина. – Авт.) тоже представили свои проекты, – рассказывает Владимир Ригмант, ведущий историк ОАО «Туполев». – Но наш оказался выгоднее благодаря большей тяге двигателя, что давало, например, возможность работать в критически жарких условиях.

Для самого КБ ТУ-154 стал первым пассажирским самолетом – до этого в качестве прототипов для гражданских лайнеров использовались военные суда. При создании новой модели «тушки» преследовалась еще одна цель – переплюнуть по качеству американский «Боинг-727», самый ходовой лайнер того времени. Советские конструкторы в итоге своего добились.

– ТУ-154 имел над «Боингом» преимущество, – рассказывает Юрий Дорошенко, администратор сайта авиационной истории. – Это низкая нагрузка на взлетно-посадочную полосу, позволяющая эксплуатацию самолета с аэродромов с тонким бетонным покрытием. И выше «потолок» – 11.000–12.000 метров против 7600–9150.

Первый ТУ-154 поднялся в воздух 3 октября 1968 года. Строительство «тушек» было поставлено на поток на авиазаводе №18 в Куйбышеве. Ныне это город Самара, а предприятие называется ОАО «Авиакор – авиационный завод».

Приятный запах и мягкая посадка

Свой первый пассажирский рейс ТУ-154 совершил по маршруту Москва – Минеральные Воды зимой 1972-го. Этому событию предшествовала, как сказали бы сегодня, широкая рекламная кампания: печатались статьи, снимались передачи, был создан короткометражный киножурнал.

Лайнер давно уже возил пассажиров, но его постоянно доводили до ума: меняли интерьер, улучшали эргономику, совершенствовали навигационную систему. Со стороны самолет напоминал колбасу, в которой по сравнению с пузатыми «Эйрбасами» и «Боингами» менее комфортно. Но именно вытянутая форма помогла улучшить аэродинамические свойства лайнера.

ТУ-154 улетал за границу во всех смыслах: в прямом – совершал международные рейсы и в переносном – шел на экспорт. Первой покупательницей стала Венгрия, следом – другие соседи СССР по соцлагерю, а за ними – Египет и Китай. А в нашей стране новая «тушка» мгновенно стала самым массовым лайнером «Аэрофлота».

– Мой первый полет на «тушке» прошел в пять лет, – вспоминает пилот гражданской авиации Евгений Блашкевич. – Впоследствии я летал в качестве пассажира на многих лайнерах, но ни на одном из них не испытывал такого ощущения полета. Когда заходишь в салон, в лицо бьет приятный запах самолета со смесью керосина и масла. Звук двигателей непосвященному пассажиру может показаться громким, но для профессионалов он сродни песне, особенно когда движки выходят на взлетный режим – как ракета просто. Ну и посадка. На каждой «ноге» – по шесть колес, что делает посадку очень мягкой, зачастую можно вообще не почувствовать касания.

19 мая 1980 года на советские экраны вышел «Экипаж» – первый в стране фильм-катастрофа. Помимо Леонида Филатова и Георгия Жженова, главную роль в нем «сыграл» и ТУ-154.

– В сценарии не имелся в виду конкретно этот самолет, – вспоминает Александр Митта, режиссер и соавтор сценария картины. – Но ТУ-154 был интересен нам технически – он подходил для создания полусказочной картинки благодаря расположенным сзади турбинам. Мы делали с ними всякие глупости с точки зрения реальности.

Гробовозкой никогда не был

В 2000-х российские авиакомпании стали отказываться от «тушек» в пользу более экономичных «Эйрбасов» и «Боингов». Лишь единицы имеют в своих парках ТУ-154 – в основном для доставки вахт на Север, куда не каждый «иностранец» сунется.

На ВВЦ возле павильона «Авиация и космонавтика» до 2008 года можно было наблюдать ТУ-154 во всей красе. Любой мог взобраться по трапу в салон и даже в кабину пилотов. За те 40 лет, что самолет провел на выставке, в нем побывали более 2 млн человек. Но со временем самолет прогнил и в любую минуту грозил рухнуть вместе с экскурсантами. И однажды средь бела дня к павильону подогнали экскаватор, который и разворотил авиаветерана. Смотреть на это без слез было невозможно.

А вот в Приморье, наоборот, спасли «тушку», приговоренную авиакомпанией к распилу. В самолете решено оборудовать спортивное кафе. В иллюминаторы хотят вмонтировать экраны с трансляцией полета по маршруту Владивосток – Москва. С названием пока туман, зато известно, что на борту будет подаваться курица «по-аэрофлотски».

– Из аэропорта самолет тянули по болотам и бездорожью, – рассказывает Денис Глушенко, исполнительный директор СТК «Приморское Кольцо – Primring», на территории которого и стоит сейчас «Туполь». – Процесс буксирования был виден с дороги, и бдительные граждане звонили на местную радиостанцию и сообщали об аварийной посадке в поле.

19 февраля самарское авиапредприятие поставило точку в производстве ТУ-154, передав последний лайнер Министерству обороны. «Тушка» уходит в историю.

– Думаю, никакая модернизация не спасла бы ее от ухода на пенсию, – говорит пилот Евгений Блашкевич. – Самолет серьезно уступал импортной технике по «прожорливости» и количеству экипажа. Жаль только, что заслуженный пенсионер нашего неба уходит под улюлюканье пассажиров, называющих его гробовозкой, чем он никогда не был. Пилоты любят эту машину. Ни от одного из летчиков, которые перешли на «Боинги» и «Эйрбасы», вы не услышите плохого про «тушку». Многие бывшие члены экипажа «Туполя», когда проруливают мимо 154-го, говорят, что это все-таки грациозная машина. И очень красивая.

Черные дни

За все время эксплуатации ТУ-154 в разного рода катастрофах было потеряно 72 машины. В основном из-за человеческого фактора. Вот пять самых страшных крушений лайнера в XXI веке.

4.10.2001 г.  Рейс Тель-Авив – Новосибирск. Упал в Черное море в районе Новороссийска. Причина – зенитная ракета, выпущенная войсками ПВО Украины во время учений. Погибли 78 человек.

2.07.2002 г. Рейс Москва – Барселона. Столкнулся с грузовым «Боингом» над Боденским озером в Германии на высоте 12 тыс. м. Причина – ошибка диспетчера. Погибли 71 человек, 52 из которых – дети.

24.08.2004 г. Рейс Москва – Сочи. Взорвался в воздухе над Ростовской областью. Причина – теракт на борту. Погибли 46 человек.

22.08.2006 г. Рейс Анапа – Санкт-Петербург. Сорвался в плоский штопор с высоты почти 12 тыс. м при попытке экипажа поднять лайнер над грозовым облаком. Упал в Донецкой области. Погибли 170 человек.

10.04.2010 г. Рейс Варшава – Смоленск. Разбился при посадке. Причина – густой туман и ошибка экипажа. На борту находилось почти все высшее военное командование Польши. Погибли 96 человек, в том числе президент Лех Качиньский и его супруга Мария.

Личное

«Но ТУ-154 выдержал...»

Из «ЖЖ» Игоря Коротченко, председателя общественного совета при Минобороны РФ:

«...Когда-то эта машина спасла мне жизнь – и не только мне, а всей военной делегации, которая сопровождала министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева (генералы Ивашов, Корабельников, Балуевский, Мазуркевич, Мелешко) в ходе визита в Югославию в конце 1999 года. При посадке в аэропорту Слатина (Косово), куда мы вылетели с полными баками из Белграда после встречи с С. Милошевичем, в условиях плотного тумана командир корабля с третьей попытки все же решил садиться. Но в створ ВПП не попал – и на высоте метров 50 энергичным поворотом влево с креном сел, при этом министерский ТУ-154 концом левого крыла задел ВПП, а потом, выровнявшись, с максимально возможной предельной перегрузкой рухнул на переднее и левое шасси и экстренно затормозил...

Встречавшие нас в Слатине натовцы и командующий ВДВ Георгий Шпак стояли бледные, со всех сторон неслись пожарные автомобили – готовились тушить обломки... Спасло чудо, Господь Бог отвел смерть в сторону. То, что не сломалось крыло, не подломились стойки шасси – такого просто не могло быть, но ТУ-154 выдержал».

Читайте также

Пьяный пассажир посадил самолет, летевший рейсом Москва — Пхукет

Стало известно точное количество погибших при крушении самолета "Cessna" в бельгийском аэропорту Шарлеруа
Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика