Юрий Поляков: Хочу покончить с вкусовщиной

Итоговая программа «Контекст» («Россия Культура»), которую ведет писатель Юрий Поляков, отвоевывает для культуры утраченные позиции. О ней ведь и в новостях-то, если это не чья-то смерть, говорят мимоходом. А уж анализировать и вовсе не берутся, сохраняя привилегию за политикой и спортом.

Итоговая программа «Контекст» («Россия Культура»), которую ведет писатель Юрий Поляков, отвоевывает для культуры утраченные позиции. О ней ведь и в новостях-то, если это не чья-то смерть, говорят мимоходом. А уж анализировать и вовсе не берутся, сохраняя привилегию за политикой и спортом.

– Это большой недостаток нашего ТВ, что культура ушла, – соглашается ведущий. – Серьезные деятели, которым есть что сказать, говорят мало. На канале «Культура» ситуация другая, все-таки там поток информации большой. Но обобщающей передачи действительно не было. А без нее то, что случилось в культуре за неделю, куда-то в Лету сразу и уходит. Мне кажется, «Контекст» будет иметь своих зрителей. Федеральные каналы сами себя убедили в том, что наш зритель хочет только развлекаться. Это такой поддавок, чтобы оправдать появление в эфире достаточно пустяковых, за редким исключением, программ.

– Как вы подбираете экспертов для обсуждения? Ведь тот же спектакль «Околоноля» можно оценить как хорошую пьесу Суркова (если это все-таки он писал), испорченную Серебренниковым, а можно – как беспомощную литературу, вытянутую на классе режиссера. Смотря кому дать слово.

– Экспертов подбирал канал. Среди них преобладают люди с либеральными взглядами, но тут ничего не поделаешь: у нас телевидение в принципе либеральное. То, что хотя бы ведущего пригласили с нелиберальными взглядами – уже большой шаг вперед.

– Но вы свои убеждения не очень афишируете?

– Наоборот. С некоторыми экспертами откровенно спорю. Например, с теми же Галиной Юзефович и Александром Гавриловым, которые пытались рассматривать сочинения Акунина как литературу. Я же считаю, что это явление коммерческого книгоиздания, также как и контекстная реклама,  никакого отношения к литературе не имеющее. Но я, конечно, никогда не позволю себе того, что позволяет Познер, который дает очень долго и нудно разглагольствовать своим единомышленникам и тут же затыкает рот, как только кто-то начинает говорить вещи, не совпадающие с его представлениями.

– Может, так и надо? Он на ТВ, в отличие от вас, давно.

– Нет, так нельзя. В таком случае дантист может у пациента, который ему несимпатичен, рвать зуб без наркоза. Я тоже не новичок на экране. Я вел передачи «Подумаем вместе», «Дата», в 90-е годы «Стихоборье» – это была, кстати, последняя поэтическая программа на ТВ. Поэтому одно из моих предложений, когда оформлялся «Контекст», было связано с тем, чтобы обязательно звучали живые голоса поэтов. Вообще, сначала была идея, чтобы поэт читал стихи около памятника Пушкину в том городе, где он живет. Таким образом мы хотим показать, что литература есть не только в Москве и Петербурге, но и в губернской России, которую столичные тусовки просто блокируют (это видно по спискам «Большой книги», «Нацбестселлера», «Букера»). Если это получится, то будет символично.

– Чего еще от программы хотите?

– Идея «Контекста» принадлежит Сергею Шумакову. Она заключается в полифоничности подачи информации и очень близка мне как главному редактору «Литературной газеты». В свое время я и пришел в нее во многом потому, что был возмущен тем, как необъективно отражают процесс толстые журналы. Причем это я чувствовал на себе. Мой поход на ТВ связан с тем, чтобы попытаться противостоять губительному для развития культуры принципу вкусовщины и групповщины.

Если передача пойдет (было всего четыре эфира) и у нас получится «острая объективность», то потраченных сил будет не жалко. Все-таки ведение передачи – большая нагрузка с учетом того, что я не только активно работающий прозаик и драматург, но и главный редактор.

– Выйдет у вас не сегодня завтра новая книга или премьера… Расскажете о ней по ТВ или промолчите?

– Не расскажу, это будет нескромно. А с другой стороны, я же не могу делать вид, что тот Поляков, который пишет романы и пьесы которого идут в десятках театров, включая столичные, и тот, который ведет «Контекст», – два разных человека. Это смешно. Я в щекотливом положении. Но цель – привести телевизионную версию современного культурного процесса в соответствие с реальностью – настолько значительна и важна, что я готов ради нее смирить мое писательское самолюбие…

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика