02.04.2013

Сценарист фильмов "Орда" и "Фауст" Юрий Арабов: Все трагедии современной России основаны на "ордизме"

2 апреля в Москве вручают кинопремии «Ника». Накануне церемонии мы поговорили с Юрием Арабовым, который создал сценарии сразу к двум фаворитам нынешней «Ники» – фильмам «Фауст» и «Орда»

2 апреля в Москве вручают кинопремии «Ника». Накануне церемонии мы поговорили с Юрием Арабовым, который создал сценарии сразу к двум фаворитам нынешней «Ники» – фильмам «Фауст» и «Орда».

– Юрий Николаевич, что сегодня мешает снимать качественное жанровое кино в России?

– Экономика. Жанровое кино – боевики, триллеры, фэнтези – требует на порядок больше финансовых вложений, чем авторское. Американцы, когда посмотрели «Орду», сказали, что ее бюджет около 100 млн долларов. Мы постыдились сознаться, что 8. И еще попробуй окупи полностью эту восьмерку в наших условиях. Чтобы твой фильм хоть как-то «засветился» на экранах, нужно отдавать прокатчикам от миллиона долларов и больше. Кто это потянет? Государству неинтересно, частным лицам – еще меньше.

– Выходит, фильмы о современности еще сложнее снимать?

– Их сложно снимать честно. Честное искусство всегда вскрывает кровоточащие язвы, которые наши начальники видеть не хотят, а аудитория, пришедшая поесть и пощупать девочек, тоже смотреть не хочет. Есть любители кино и есть те, кто ходит в кино, – это разные социальные группы.

– Поэтому вы ушли в историческое кино?

– Я не делаю исторических фильмов. Обе картины, представленные на «Нику», о современности. Исторический фильм не должен показывать то, что было между конкретными датами, он должен отвечать на вопросы сегодняшнего дня.

– «Орда» – современна?

– Это картина о русском сознании и русской культуре, которые, сталкиваясь с Ордой, становятся не совсем европейскими. И Азия, столкнувшись с русскостью, становится не совсем Азией. «Азиатчина» предполагает неконтролируемую деспотию, которую могут усмирить лишь «духовные авторитеты». Орда в нашем фильме – именно такая неконтролируемая деспотия, которая, смешавшись с восточноевропейским религиозным сознанием, порождает то, что мы по сей день не можем разгадать.

– И этого «ордизма» много сейчас в нашей жизни?

– Ну, если «ордизмом» называть нашу мафиозность, невнимание к правам отдельной личности, то конечно. Все события 90-х годов – от так называемой приватизации до распада традиционной русской культуры – имеют отчасти в своей основе этот самый «ордизм».

– По-вашему, молодежи интересно такое кино?

– Университетской молодежи оно интересно и понятно. Молодежи «простой», ищущей лишь развлечений, чуждо. Однако даже те, кто не заинтересовался фильмом, отмечали его размах. Здесь, конечно, заслуга режиссера-постановщика и продюсера. Всегда виден фильм, из бюджета которого ничего не украли.

Сергей Шведов

Читайте также

Фильм "Орда": отчаяние, чудо и Бог

Александр Сокуров со своим "Фаустом" собрал почти все награды на премии "Белый слон"
Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика